Леди Лора
|
| Рейнская сказочница
|
Сообщение: 1334
Репутация:
27
|
|
Отправлено: 06.06.11 16:30. Заголовок: И еще один момент. Н..
И еще один момент. Не про Дюма, зато для ценителей. На родном ОТБ, в новостях, работает дивных талантов вьюнош. Особо хочется подчеркнуть тот факт, что нынче он переходит на 4 курс и собирается в будущем работать ведущим... А это мне прислали его курсовую. О Северном возрождении. Мы уже неделю в экстазе. Теперь предлагаю насладиться и вам)))) Северное возрождение наступило во второй половине 15-го века. Тогда наивысшие позиции в мире удерживала Англия, поэтому англичане пережили эпоху возрождения более сдержанно, хладнокровно. Всё, чем запомнилась Англия – массовые протесты рабочих, новые законы, но про них не в этой работе. Художников Англия миру дала немного, а те, кого всё-таки дала, не очень известны миру. В контекст моей работы больше всего, наверное, вписывается Уильям Шекспир. Хоть он и не мастер краски и кисти, но именно он – наиболее яркий творец английского возрождения и не рассказать про него – значит не сказать про Англию ничего. В 1582 году он женился, причем, скорее всего, женитьба была вынужденной, так как через не продолжительное время его жена родила первенца. Через два года она родила еще и двойню. После этого наступили так называемые «темные времена», о которых ничего в жизни Уильяма не известно. . Величайший автор не писал о политике, а это заслуживает уважения. Ну и, конечно, в своей работе я не обойдусь без великолепных выражений, которые мы используем ежедневно, даже не замечая, что все это придумал английский драматург возрождения. «Весь мир театр, а люди в нём актёры» - как вы думаете, сколько раз это произносилось в корпусе театрального и кино телеискусства? Тысячи? Десятки тысяч? «Там где ослабевает дружба, там усиливается церемонная вежливость» - разве не актуально нынче? «Одни рождаются великими, другие достигают величия, третьи его навязывают» - люблю футбол и вот.. ну прямо в точку попал Шекспир. Применимо это и к шоу-бизнесу, и к кино. Если вы скажете, что Шекспир не по теме этой работы – не соглашусь и буду спорить до посинения. Ведь Англия – величайшее государство эпохи ренессанса, самое сильное в военном плане, самое богатое и благополучное. Не брать его во внимание только из-за того, что там нет художников – вздор. Нельзя. Но всё же, ближе к живописи. Начну с Нидерландов. Наверняка, Нидерланды (если быть точнее, то Голландия, в Бельгии и Фландрии не так густо) имеют самое большое количество художников на душу населению. Кстати, то же самое касается и футболистов, не знаю, как это связано и связано ли вообще. Брейгель стал одним из первых в мире художником (позже это качество будет присуще многим нидерландцам), который писал на бытовые темы. До его эпохи большая часть работ исполнялась на религиозные сюжеты, например, итальянскими мастерами, даже в эпоху ренессанса. Вспомним хотя бы уйму работ Микеланджело и Леонардо типа «Мадонна с младенцем», «Крещение креста», «Распятье креста» и так далее. Голландцы тоже изображали Креста, Мадонну и других церковных персонажей, но ставили их в бытовые условия, которые были присущи для самих художников. Они отклонились от общей мировой (не будем врать сами себе и назовем её итальянской?) тенденции. То есть привнесли что-то новое в искусство, как это сделали Битлз со своей рок-музыкой или Ринус Михелс с тотальным футболом. Для людей шестнадцатого века было полным откровением видеть святую мадонну в суровых условиях сельского быта, где-нибудь в деревне под каким-нибудь Алкмааром или Неймегеном. Главная особенность – насыщенность картин людьми. Бывало, он писал картины, где более ста персонажей. Как вам? Насчёт религии в быту. Дело в том, что Нидерланды во времена жизни Питера жили под гнётом Испании, но народ низких земель (так называют Нидерланды) изо всех сил боролся против захватчиков, как следствие – кровопролитные войны, а в картинах мастера – силуэты виселиц и костров. Евангельские сюжеты «перепись в Вифлееме» и «Избиение младенцев» маскируют в себе сцены грабежа и разбоев. Вообще, эти сцены повторялись настолько же часто, как банальные поля пшеницы, мельницы или семейный завтрак. Вспомним также работу «Несение креста», когда даже сам Христос ничем не выделяется из топы. Работа «Детские игры». По моему мнению, самая-самая работа Питера Брейгеля. В то же время очень простая. Снова-таки бытовой сюжет. Обычные детские игры, но… 1) На полотне изображено более ста персонажей. 2) Изображены все без исключения популярные детские игры того времени. С удовольствием вставил бы изображение, но на черно-белой печати – это будет какое-то инородное тело. Кроме чисто игр, Брейгель просто глумится. Высмеивает он определенные социальные классы, сословия, вот например, в одной из частей картины мужик стрижет вместо овцы свинью, другой свинью же посыпает розами. Серия работ «Времена года». Именно за эти работы он получил прозвище «Мужицкий». Такое прозвище из-за того, что работы действительно получались суровыми, как например «Охотники на снегу», работа без никаких премудростей с точки зрения логики, так как на полотне действительно четко видны охотники на снегу. Злые, уставшие. Обыкновенные мужики. Сейчас бы, думают, погреться у печи. «Безумная Грета», как по мне, превосходит даже фантазмы Босха. Картина изображает все ужасы войны, от неё как будто разит кровью, гноем, разрухой и т.д. Насмотрелся Питер за свою жизнь, тут никакая психика не выдержит. Брейгель стал уже завершающим этапом Нидерландского возрождения, но его работы нравятся больше других и, написав про него, есть вдохновение продолжать. Несколько раз я делал лирические отступления, чтобы сделать выводы по горячим следам. Попытаюсь обобщить. Питер Брейгель – один тех, кто не просто был мастером своего дела. Он запомнился не портретами, что считаю наименее интересным в живописи, не пейзажами, которые тогда вообще не писались, не лирическими работами. Запомнился в первую очередь РЕВОЛЮЦИОННЫМИ бесстрашными СЮЖЕТАМИ. Бесстрашными, потому что осмелиться написать некоторые их них – подвиг. Я не сильно разбираюсь в живописи, но есть вопрос. Почему Брейгель – не эталон как Рембрандт или, допустим, Гойя? У Питера не было психических отклонений как у последнего и, предположительно, Босха, все его работы понятны и от этого не менее сложны. «Семь смертных грехов» - это круг по центру, разбитый на семь секторов, в каждом из которых изображен определенный грех. Это гнев, гордыня, похоть, лень, чревоугодие, алчность и зависть. Примеры для грехов изображены с насмешкой, в саркастическом варианте. Углы картины содержат этапы попадания в загробный мир. Просто это или нет, не имею понятия, но… Так Босх обозначил (это, в принципе, уже сейчас кажется что обозначил, а что думали тогда я не имею ни малейшего представления) свой стиль, стиль, над которым надо размышлять, который не понять с одного взгляда, который иногда не понять вообще даже при помощи знающего человека. Не стану соответствовать хронологии событий (чай, не про Киркова пишем) и перейду к десерту в виде работы «Сад наслаждений». В этом секторе картины показаны самые различные любовные утехи мужчин и женщин (слава Богу, что только противоположных полов =)), кто-то плещется в воде, кто-то парит в небесах. В левой створке картины Бог представляет ошеломившему Адаму обнаженную Еву, Адам аж на заднюю часть тела рухнул от увиденного. Вы знаете, если бы у Уолта Диснея была фантазия Босха, то мы бы нынче наверняка знали такой жанр как мультфильм-ужастик. В работах Босха изображены монстры, чудовища, кровь, ужас, кошмар, подбирайте синонимы дальше сами. Мне особо не с чем сравнивать, но страшнее только «Сатурн» Франсиско Гойи. Сумасшедший, больной, наркоман – это слова, которые применяют в первую очередь (если хотите сказать, что наркоманов в средневековье не было – то ошибетесь, просто тогда это было в норме, ведь кокаин стал запретным веществом только в двадцатом веке, как и героин). Будучи молодым, мастер прочёл книгу, автор которой якобы побывал в рае и в аду и все увиденное изложил. Напрашиваются выводы, но сначала к другим работам, они чем-то схожи с садом. Хоть картина «Корабль дураков» и не триптих, как предыдущие, но смыл приблизительно тот же – высмеивание (высмеивание – очень мягкое слово для работ Иеронима Босха) церкви и уровня духовентва в ней, презрение людей в целом и грешных в частности. Здесь каждый снова-таки на своей волне: изображена лодка, которая символизирует церковь, ведущую людей в небо. Презрение к церкви выражено поведением монаха и монахини, которые, наверное, забыли, о том, кто они такие. Они поют, смеются, вздымают руки вверх, может быть, даже для того, чтобы достать блин, который висит над ними. Монахиня играет на лютне, которая, в свою очередь символизирует женский детородный орган, а сама игра на ней – разврат. Можно ли назвать Босха еретиком? Да! Точно так же как и очень верующим человеком с отклонением в сторону размышлений. Интересна сама техника мастера. Не только в голове был талант Босха, но и в руках. Сколько же он персонажей изобразил – ужас. Вот за это я и люблю нидерландскую живопись, что тут не приходится листать портреты – тут можно на одну картину смотреть днями (более опытные люди сказали, что даже годами) и узнавать для себя постоянно что-то новое. Как человек интересующийся футболом – назову это даже тактикой, хотя разумнее сказать, что это стиль. Но, всё же, не было у Босха многого, что было у его современников. Во-первых, один и те же мысли. То есть, я хочу сказать, не побоюсь, мыслил художник однобоко. Во-вторых, нет сюжетов о войне против Испании, о быте нидерландцев. Или я их просто не нашёл? Из работ Брейгеля, Гойи, Репина мне интересно было узнавать некоторые исторические подробности тех времен, ведь в школе историю Нидерландов мы не изучали, как и Испании, между прочим. И как послесловие хочу сказать, что пытался уловить баланс между здравым смыслом в работах Босха и его отклонениями. По-моему, не очень удалось =)) Запомнился этот мастер, прежде всего не своими работами (писал много портретов и считался мастером в этом стиле), а своим открытием. Впервые имя Яна ван Эйка засветилось в документах в 1422 году, Не позднее 1426, как раз во время службы у Филиппа Доброго, художник выполнил одну из своих самых великих работ «Мадонна в церкви». Великая не по наполнению (хотя можете не согласиться, просто во время изучения истории изобразительного искусства мне надоели одни и те же библейские сюжеты), а по стилю выполнения. Именно это и считают главным открытием Яна ван Эйка, что особенно ценно сквозь призму темы моей работы, ведь этот художник-изобретатель дал возможность писать маслом остальным мастерам, которые были гораздо талантливее его. Возможно, именно Ян ван Эйк и стал начальной стадией северного ренессанса, ведь до него уж точно в Европе было унылое и серое средневековье. Он как Битлз, возможно, не был лучшим, но был первым, что даёт фору перед теми, кто мог творить, имея для себя как ориентиры работы коллег по художественному цеху. Прошу заметить, что художник ван Эйк творил раньше, чем лучшие образцы южного возрождения – Микеланджело, Рафаэль Санти, Леонардо или Тициан. То есть, есть основания полагать, что ранний северный ренессанс совпал с итальянским, но всё-таки затянулся на своей ранней стадии. Хотя Нидерланды в этом плане от Италии не отстали, и тот Босх был современником великого Леонардо, и Брейгель недалеко ушел. Дело в северном возрождении в целом, то есть, даже если Нидерланды и потянлись бы за италией, но Германию, Францию и Англию от паровоза не отцепишь, тем более эти государства были значительно сильнее в военном плане. То есть, повторюсь ещё раз, как подчеркну главное – Альбрехт Дюрер первым в мире написал пейзаж. Причем это был не какой-то там пробный набросок или неуверенно сделанная картина, а целиком и полностью продуманные работы, серия работ. Все как положено, с четким первым планом, с менее четким вторым и так далле. Даже в характере Дюрера было что-то итальянское. Например, он себя считал лучшим в мире. Просто лучшим. Было время даже, когда он всерьёз думал, что другие, менее талантливые художники сговорятся и отправят его. Возможно, именно от большой любви к себе, Дюрер создал немало автопортретов. Поздний Дюрер не так интересен как ранний. Здесь уже главным его жанром стал портрет, в частности он написал потрет Эразма Роттердамского – двигателя голландского гуманизма. Альбрехт Дюрер отлично подходит под смысл моей работы. Ведь речь идёт об исследователях среди художников и, если, допустим, Питер Брейгель больше запомнился своими работами, то Дюрер всё-таки был изобретателем. Все же, не могу не высказать убеждение, что художники не сильно влияли на возрождение с политической точки зрения. Это нам через их работы теперь легче воспринимать события тех лет. Но каким именно образом влияли мастера на развитие войн и революций? Так сказать, на месте событий, они, по моему мнению, ничего не решали. Наконец, я абсолютно не затрагивал Испанию, страну, которая как-будто от Европы сбежала, которая продлила для себя средневековье. Если считается, что северное возрождение отстало от южного на добрые 50-100 лет, то почему мы не приписываем к югу Испанию, в которой возрождение наступило ещё через 100 лет после северного? А ведь про северное тоже так однозначно и не скажешь – Нидерландская культура развивалась нога в ногу с Италией, вспомним только ван Эйка, который родился вообще в четырнадцатом веке.
|